Авторитарное воспитание- воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность. Яркий представитель - Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безапелляционность в суждениях. Одно из его проявлений в педагогической деятельности - морализирование.
Азбуковники — анонимные рукописные сборники статей словарного, учебного, нравоучительного и справочного характера в России, распространенные в России в 13-18 вв., прообразы первых энциклопедий. Составителями (копиистами) и читателями азбуковников были горожане низшего и среднего сословий. По содержанию подразделяются на: (1) словари иностранных слов и сведений из разных областей знания; (2) учебные пособия типа букварей, включающие базовые знания по арифметике, грамматике, религии, отчасти — истории и природоведению; (3) воспитательно-дидактические руководства; (4) смешанные.
Академия – философская школа, открытая Платоном в 387 г. До н.э., где изучались диалектика, этика, математика.
Альтернативные технологии – радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса, так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными.
Бакалавр (от лат. baccalarius, первоначальное значение — подвассал, от baccalaria — поместье) — академическая степень или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Впервые появилась в средневековых университетах Западной Европы.
Берестяные грамоты –Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (берёсте), — памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории русского языка. Берестяная письменность известна ряду культур народов мира.
Братские школы— уч. заведения в странах Центр. и Вост. Европы в 15—18 вв. при братствах церковных. Наибольшую известность получили в Чехии, на Украине и в Белоруссии, являлись одним из средств борьбы за нац. независимость. Б. Ш. были начальными, средними и повышенного типа. Работали на основе уставов. Особенно известны Львовская (осн. 1586), Виленская (осн. 1585), Киевская (осн. 1615), Луцкая (осн. 1624). В Б. Ш. изучались слав., греч. и лат. яз., диалектика, музыка. Большое значение придавалось изучению правосл. религии. Выделялись среди уч. заведений своего времени разумной орг-цией уч.-воспитат. работы, применением классно-урочной системы занятий, отсутствием жестоких наказаний. Ректор и учителя выбирались на собраниях братства.
Воскресные школы— общеобразоват. проф. или религ. школы, занятия в к-рых проводились по воскресным дням, одно из учреждений системы внешкольного образования. В России в сер. 19 в. организовывались передовой интеллигенцией для неграмотных рабочих, крестьян и ремесленников. Одна из первых школ была открыта кружком учителей г-зии, кадетского корпуса, жен. ин-та и нек-рых чиновников в Полтаве, в 1859 — в Киеве, затем подобные школы начали действовать во мн. городах России. В июне 1862 В. Ш. закрыты пр-вом под предлогом их преобразования, по положению о нач. уч-щах 1864 вновь разрешены, но приравнены к нач. школам и поставлены под контроль инспекции нар. уч-щ. В 90-е гг. число их заметно увеличилось, в нач. 20 в. их было 782. После 1917 преобразованы в школы для взрослых.
Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Воспитательная система – комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками, освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.
Высшие женские курсы — высшие жен. уч. заведения до 1917 в России. Возникли в 60-х гг. 19 в. В 1869 открыты Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские в Москве. Существовали на благотворит. средства. Выпускницы получали право преподавать в жен. ср. уч. заведениях и в мл. классах муж. ср. школ.
Гильдейские школы - начальные школы, создававшиеся в городах Западной Европы в 13—14 вв. объединениями купцов — гильдиями. Существовавшие до того времени церковные школы, где главное внимание уделялось преподаванию вероучения и церковному пению, не удовлетворяли нарождавшееся купечество. В Г. ш. преподавание родного языка и арифметики было поставлено значительно лучше, чем в церковных; в некоторых Г. ш. повышенного типа преподавались также грамматика, геометрия и элементы риторики. Г. ш. были платными; в них, как правило, учились дети состоятельных родителей.
Гимназия –, среднее общеобразовательное учебное заведение. Термин "Г." заимствован из Древних Афин (см. Гимнасий). Впервые Г. была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538. В 16—18 вв. Г. стали возникать во многих городах Германии. В 19 в. Г. назывались средние школы для мальчиков в Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и немецких кантонах Швейцарии.
Глобальное образование – одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-е гг как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном мире.
Глобальный компонент в образовании – образовательные стандарты, как учебно-тематического, так и технологически-методического типа.
Государственный образовательный стандарт высшей школы – комплекс норм и положений, согласующих основные требования к содержанию, срокам обучения и качеству освоения этого содержания со стороны субъектов.
Грамматическая школа – 1) в Древних Афинах начальная школа для мальчиков 7—12 лет с преподаванием чтения, письма и счёта.2) В Древнем Риме повышенная школа (после элементарной) для детей патрициев и всадников с преподаванием лат. грамматики, римской литературы и греч. языка.
3) В России 17 в. школа, существовавшая при некоторых монастырях; в Г. ш. изучались греч. и лат. грамматика и античная литература.
Греко-латинские школы – школы, открытые в 17 веке при монастырях в Москве с целью обучения языкам.
Гуманистическая педагогика – направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х-начале 60-х гг 20 века, в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Главная цель – самоактуализация личности. признаки гуманистической педагогики:
- в процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда;
- обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;
- необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе;
- для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся;
- в процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;
- одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.
Детоцентризм - педоцентризм, воспитательная концепция, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребёнке. Д. наиболее характерен для однодетных и неполных семей, родителей, родивших детей в позднем возрасте, и пр. Необходимо учитывать, что избалованный ребёнок может вырасти эгоистом, либо инфантильной личностью, плохо адаптирующейся к жизни в обществе.
Дидактика- Дидактика (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению), часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.
Дистанционное обучение –Дистанцио́нное обуче́ние (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Домострой- памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения. Поучения "от отца к сыну" (известны на Руси с 11 в.), афористически выраженные нравственные сентенции учительных сборников (Поучение и наказание отцов духовных); разного рода средневековые "обиходники", которые определяли чин монастырского служения и порядок домашней жизни использованы составителем Домостроя для усиления доказательности и достижения беспрекословности исполнения, для чего автор ссылается на освященные традицией образцовые тексты Священного писания и отцов церкви.
Духовная культура –это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
Единая школа по Коменскому - Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.
Естественное воспитание – педагогическая концепция, считающая целью воспитания естественное развитие ребенка. (Жан-Жак Руссо) В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.
Земские школы- начальные школы в дореволюционной России, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях. К 1911 в России было 27 486 З. ш., из них 1/4 школ имели 3-летний срок обучения и являлись однокомплектными (не более 50 учащихся с 1 учителем), остальные — 4-летний и были двухкомплектными (более 50 учащихся с 2 учителями). обые места в классе, почётные звания и т. п.). Проступки учащихся влекли за собой позорящие наказания (колпак с ослиными ушами, прозвища, скамьи позора и т. п.).
Индивидуальность – неповторимая совокупность признаков, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду.
. Инициация (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества.
Институты благородных девиц –закрытые учебно-воспитательные заведения в дореволюционной России для дочерей дворян. Первый И. б. д. под названием "Воспитательное общество благородных девиц" (впоследствии Смольный институт) открыт в 1764 по инициативе И. И. Бецкого в Петербурге, затем были открыты Екатерининский институт в Петербурге (1798), в Москве (1802), Харькове (1811) и в некоторых других губернских городах. Обучение и воспитание в И. б. д. носили узкосословный характер.
История педагогики – область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а так же во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук.
Кадетские корпуса –в России средние привилегированные военно-учебные заведения закрытого типа. Ведут своё начало со 2-й половины 17 в., когда в Пруссии были созданы кадетские школы для подготовки дворянских детей к военной службе. В России первый К. к. был основан в 1732 в Петербурге под названием "Корпус кадет". Создавая К. к., правительство Анны Ивановны шло навстречу дворянству, которое в числе др. привилегий для себя требовало права служить в армии только в качестве офицеров. Однако в 18 в. в К. к. готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников, дипломатов, судей и др. В 1-й половине 19 в. К. к. превратились в узко военно-учебные заведения, где учащиеся получали как общее, так и специальное военное образование.
Классно-урочная система - организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), — классы, а ведущей формой обучения является урок. Первоначальное теоретическое обоснование К.-у. с. о. дал чешский педагог Я. А. Коменский, который видел в ней не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования.
Книжники – лица духовного звания, занимавшиеся исправлением и переводом книг на Руси
Коллектив –группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы..
Коллективизм – нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.
Коммунистическое воспитание - планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма.
Комплексный подход к воспитанию – один из типов системного подхода, представляющий собой единство идейно-политического, трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса.
Культурологический подход – Конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию – учение о ценностях и ценностной структуре мира.
Культурологическое личностно-ориентированное образование – образование, центром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества.
Латинские школы – учебные заведения начального или повышенного типа с латинским языком обучения.
Лицей – (от греч. Lýkeion), тип среднего общеобразовательного учебного заведения в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки и Африки. Во Франции Л. — единственный тип современной средней общеобразовательной школы с 7-летним сроком обучения на базе 5-летней начальной школы. Со 2-го класса (счёт классов обратный) учащиеся распределяются на гуманитарную, естественно-математическую, техническую секции; в выпускном классе 5 секций: философии и филологии, экономики, математики и физики, биологии, техники, каждая из которых имеет свой учебный план. Выпускники Л. сдают экзамены на бакалавра. В Италии Л. делятся на классические и реальные, срок обучения 5 лет (на базе 5-летней начальной и 3-летней промежуточной школы). В Швейцарии в кантонах с французским языком Л. называются 3—4-летние старшие циклы средней школы, в Бельгии — средние школы для девочек, в Польше — 4-летние школы, дающие аттестат зрелости. В 19 — начале 20 вв. в Германии и Австро-Венгрии Л. назывались женские средние общеобразовательные учебные заведения.
В дореволюционной России Л. — сословные привилегированные средние и высшие учебные заведения для детей дворян, готовившие государственных чиновников для всех ведомств, главным образом для службы в министерстве внутренних дел. Наиболее известными были Царскосельский лицей (Александровский), Ришельевский (в Одессе), Нежинский, Ярославский (Демидовский).
Магистр – академическая степень средняя между бакалавром и доктором философии.
Мастера грамоты – в Древней Руси (13-15 вв) духовные или светские лица, за плату обучавшие детей чтению, письму, счету, молитвам.
Мариинские гимназии – женские учебные заведения, принадлежащие ведомству учреждений императрицы Марии.
Монастырские школы –.возникли в середине 1-го тыс. в Индии в буддийских монастырях; с появлением христианства в 6—8 вв. получили распространение в Византии и странах Западной Европы при мужских монастырях. Существовало три основных типа М. ш.: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков к монашескому служению), школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предназначавшихся для служения в церкви и монастырях. Обучение в М. ш. носило богословский характер с некоторыми элементами светского образования. В период господства на Балканах Османской империи (15—16 вв.) М. ш. играли важную роль в сохранении культуры южнославянских народов и греков.
В Древней Руси М. ш. в основном готовили клириков для службы в церквах и монастырях; при женских монастырях в 12 в. возникли школы для девочек, однако распространения они не получили. С 17 в. в М. ш. наряду с богословием изучались славянская грамматика, греческий и латинский языки, риторика и пиитика. В 18 в. на основе М. ш. стали создаваться духовные семинарии, мужские и женские духовные училища, церковно-приходские школы.
Монитор - (от лат. monitor, буквально — напоминающий, надзирающий), старший учащийся, помощник учителя в школах т. н. взаимного обучения, существовавших в Великобритании, США, Франции, Швейцарии, Бельгии, России в конце 18 — начале 19 вв.
Мусические школы – школы в Древней Греции, где давалось начальное музыкальное и литературное образование. Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера
Народные университеты – общедоступные просветительские учреждения, способствующие повышению культуры и профессионального мастерства независимо от образовательного уровня и возраста.
Палестра – частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин). Программа обучения в палестре включала бег, борьбу, прыжки, метания копья и диска (так называемая система пятиборья), гимнастические упражнения, плавание. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.
Педоцентризм - концепция в буржуазной педагогике, сторонники которой считают, что содержание, организация и методы обучения, особенно в начальной школе, определяются непосредственными, спонтанными интересами и потребностями детей, а не социально-экономическими условиями и потребностями общества. Сообщению детям систематических знаний противопоставляется такая организация учебного процесса, при которой "личность ребёнка имеет наибольшую возможность проявить себя", — игры, беседы и др. занятия по так называемым центрам интересов детей; задача учителя лишь направлять деятельность учащихся. Педоцентрические идеи составляют существенную часть педагогической системы Ж. Ж. Руссо
Пифагорейцы – представители философской школы Пифагора, профессионально занимавшиеся вопросами обучения и воспитания молодежи.
Принцип наглядности по Коменскому - Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. В основе учения Коменского о наглядности лежит основное положение: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».
Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:
1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.
Природосообразность - « учить всех и всему» исходя из указаний природы, учитывая индивидуальные особенности ребенка (Я.А. Коменский). Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Приходская школа – учебно-воспитательное учреждение элементарного типа для населения, живущего в данном церковном приходе.
Прогимназия –(от лат. pro — перед и гимназия) — общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. Учреждены в 1864 году. В прогимназии было четыре класса образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий. Могли быть мужскими, женскими или военными. Имели право принимать экзамены на звание учителя начальной школы и первый классный чин. В начале XX века в России было более 200 прогимназий
Реформаторская педагогика – течение начала 20 в., занимавшееся поиском новых подходов к обучению и воспитанию.
Риторская школа – в Древней Греции и Риме — наиболее распространённый вид высшей гуманитарной школы (наряду с более специализированными философскими и медицинскими школами); высшее звено трёхстепенной системы образования, сложившейся в Греции в 3 в. до н. э., перешедшей в Рим в 1 в. до н. э. и державшейся до конца античности. После начальной школы (обучение письму, чтению, счёту) и средней, грамматической, школы (чтение классических писателей с объяснениями из всех областей знания) Р. ш. давала практическое овладение искусством слова.
Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача С. в. — подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная — усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи
"Семь свободных искусств" - учебные предметы ("науки") средневековой средней школы и "артистических" (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла: тривиум— грамматику, риторику, диалектику и квадривиум — арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Циклы представляли собой остатки системы знаний, разработанной в античный период. В средние века разнообразное и богатое для своего времени содержание античной системы постепенно свелось к ограниченному числу элементарных сведений, использовавшихся в религиозных целях (например, грамматика трактовалась как наука, нужная для понимания церковных книг, риторика — как пособие для составления церковных проповедей, астрономия — для вычисления пасхалий, диалектика — для споров с еретиками, занятия арифметикой в значительной степени сводились к мистическому толкованию чисел). В конце средневековья и особенно в эпоху Возрождения "С. с. и." в средних школах и на "артистических" факультетах университетов стали приобретать светский характер. Систему "С. с. и." сменила система классических гимназий
Семь рыцарских добродетелей – программа рыцарского во спитания, включавшая охоту, плавание, верховую езду, владение оружием, фехтование,игру в шахматы, умение слагать и петь стихи.
Свободное воспитание- Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.
Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, которую мы ниже рассмотрим, в частности, следующие принципы:
принцип сознательности и активности обучения;
принцип связи обучения с жизнью;
принцип доступности обучения;
принцип прочности усвоения знаний;
принцип природосообразности.
Славянофильство – одно из направлений общественной мысли России в середине 19 в
Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikós — школьный, учёный, schol — учёная беседа, школа), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века.
Соборные школы – в эпоху средневековья средние учебные заведения при соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. С. ш. давали более широкое образование, чем монастырские школы и церковно-приходские школы,(чтение, письмо, грамматика, счёт, церковное пение). В период позднего средневековья в некоторых С. ш. преподавались учебные предметы тривиума — грамматика, риторика, диалектика, в отдельных — сведения из квадривиума — арифметики, геометрии, астрономии, музыки.
Софисты – странствующие учителя мудрости, открывавшие в городах Древней Греции частные школы, где обучали дидактике, риторике, истории, праву.
Схоластика – (лат. scholastica, от греч. scholastikós — школьный, учёный, schol — учёная беседа, школа), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века.
Тривиальная школа – начальная школа в Древнем Риме, где свободные граждане обучались грамоте, счету, законам Рима.
Тривиум – (лат. trivium, буквально — перекрёсток трёх дорог, от tres — три и via — путь, дорога), три гуманитарные науки — грамматика, риторика и диалектика, составлявшие в средние века первый и главный цикл "семи свободных искусств", изучавшихся на артистическом (общеобразовательных подготовительных) факультетах университетов, в иезуитских коллегиумах и др..
Трудовое воспитание - Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе — в широком смысле — целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности. Коммунистическое отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач.
Университеты - высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История У. начинается с эпохи западно-европейского средневековья и связана с ростом средневековых городов, потребностями развивавшейся городской экономики и культуры. Ранее всего (11 в.) средневековые высшие (светские) школы появились в Италии – Болонская правовая, в 1158 получившая статус У., высшая медицинская в Салерно. В конце 12–13 вв. возникли У.: Парижский (1215) и в Моннелье (1289, Франция), Кембриджский (1209) и Оксфордский (Англия), Саламанкский (Испания), Лисабонский (1290, Португалия); в 14 в. в Центральной Европе – Пражский (Карлов университет, 1348, Чехия), Краковский (1364, Польша), Венский (1365, Австрия), Гейдельбергский (1386, Германия); в 15 в. в Северной Европе – Упсальский (1477, Швеция), Копенгагенский (1479, Дания).
Ученичество – форма обучения в эпоху средневековья, когда мастер за оплату брал нескольких учеников.
Цифирные школы –арифметические школы, государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков, существовавшие в России в 1714—44. По указу Петра I должны были открываться во всех губерниях и провинциях как школы обязательного обучения всех детей дворян и чиновников от 10 до 15 лет.
Факультет свободных искусств – один из четырех факультетов средневекового университета, первоначально выполнял роль подготовительного отделения.
Филантропизм, филантропинизм (от греч. philanthropía – человеколюбие), прогрессивное буржуазно-педагогическое течение в Германии, получившее развитие в конце 18 – начале 19 вв., в котором прослеживается влияние идей естественного воспитания Ж. Ж. Руссо.